О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации

Дата публикации: 
Срд, 16/02/2011
Вид документа: 
Проект федерального закона

Редакция от 16.02.2011 г.

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия и цели настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовой режим пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие при установлении, открытии, функционировании (эксплуатации), закрытии пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, строительстве, реконструкции, оснащении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также устанавливает правовые основы деятельности в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
2. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) совершенствование правовых основ установления, открытия, функционирования (эксплуатации), закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также строительства, реконструкции, оснащения пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
2) создание необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
3) создание правовых оснований для привлечения инвестиций в строительство, реконструкцию, оснащение пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
4) создание условий для сокращения сроков проведения процедуры пересечения Государственной границы Российской Федерации для физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
5) создание условий для увеличения пропускной способности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономического развития Российской Федерации.
3. Под пунктами пропуска через Государственную границу Российской Федерации в настоящем Федеральном законе понимаются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации в том значении, как они определены в Законе Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».

Статья 2. Законодательство о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации

Законодательство о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) многосторонние пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации – пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, предназначенные для пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами независимо от их гражданства (подданства), в том числе лицами без гражданства, и транспортными средствами независимо от государственной принадлежности, а также для перемещения через нее грузов, товаров и животных независимо от их государственной принадлежности;
2) двусторонние пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации - пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, предназначенные для пересечения Государственной границы Российской Федерации гражданами, в том числе в упрощенном порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, и транспортными средствами Российской Федерации и сопредельного государства, а также для перемещения через Государственную границу Российской Федерации грузов, товаров и животных только Российской Федерации и сопредельного государства;
3) специализированный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации -  пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, специально оборудованный и предназначенный для перемещения через Государственную границу Российской Федерации отдельных видов грузов, товаров и животных;
4) объекты пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации – здания, строения, помещения и сооружения, стационарные технические устройства, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, в том числе стационарно установленные знаки, ограждения,  устройства, предназначенные для освещения, обозначения и охраны территории пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, стоянки транспортных средств;
5) элементы обустройства пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации – переносные знаки, ограждения и другие устройства для обозначения территорий и помещений пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, где непосредственно осуществляются пограничный, таможенный и иные виды контроля, а также устройства, в том числе техническое, и передвижное оборудование, предназначенные для  осуществления пограничного, таможенного и иного вида контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, охраны и функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
6) инфраструктура пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации – совокупность объектов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и элементов обустройства пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
7) оснащение пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации – деятельность по проектированию, монтажу (установке, пуско-наладке) элементов обустройства пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, не влекущая за собой изменение вида, классификации, категории, пределов и (или) пропускной способности пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
8) обустройство пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации – строительство, реконструкция, оснащение, капитальный ремонт инфраструктуры установленного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
9) реконструкция пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации – реконструкция имеющихся, строительство новых объектов пункта пропуска через Государственной границу Российской Федерации, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска через Государственной границу Российской Федерации;
10) содержание (эксплуатация) пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации – деятельность по поддержанию надлежащего технического состояния инфраструктуры пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации;
11) объекты транспортной инфраструктуры – аэропорты, аэродромы, морские, речные (озерные) порты, железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции, военные аэродромы, военно-морские базы, открытые для международных сообщений (международных полетов);
12) залы официальных лиц и делегаций – помещения пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах аэропортов, аэродромов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, открытых для международных сообщений (международных полетов), предназначенные для нахождения в них официальных лиц и делегаций Российской Федерации и зарубежных стран;
13) инвестор – российское юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по проектированию, строительству и (или) реконструкции объектов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации за счет собственных или привлеченных (заем-ных) средств.

Статья 4. Виды, классификация и специализация пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации в зависимости от типа международного сообщения подразделяются на следующие виды: морские, речные (озерные), воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, смешанные.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации классифицируются:
по характеру международного сообщения на пассажирские, грузовые, грузо-пассажирские;
по режиму работы на постоянные, временные, сезонные, работающие на нерегулярной основе;
по кругу лиц, грузов, товаров и животных, пересекающих Государственную границу Российской Федерации на многосторонние и двусторонние.
3. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации могут специализироваться по видам перемещаемых через них грузов, товаров и животных – специализированные пункты пропуска через Государственной границу Российской Федерации.
Специализированные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации подразделяются на:
1) специально оборудованные и предназначенные для перемещения через Государственную границу Российской Федерации отдельных видов товаров и транспортных средств, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для окружающей среды, человека, пищевых продуктов, материалов и изделий;
2) специально оборудованные и предназначенные для ввоза в Российскую Федерацию животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для ветеринарного применения, подкарантинной продукции (подкарантинного груза, подкарантинного материала).
Перечень специализированных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Вид, классификация и специализация пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации указываются в акте Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и (или) международном договоре Российской Федерации.
5. Вид и (или) классификация пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации могут быть изменены актом Правительства Российской Федерации и (или) международным договором Российской Федерации, в случае:
реконструкции пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
экономической, политической и иной необходимости.
6. Предложения об изменении вида и (или) классификации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации могут вноситься в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы, в случае, если он не является инициатором внесения предложений об изменении вида и (или) классификации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предложения об изменении вида и (или) классификации пункта пропуска через Государственной границу Российской Федерации в пределах территории военных аэродромов и военно-морских баз вносятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны.
К предложению об изменении вида и (или) классификации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации прилагаются следующие документы:
1) обоснование целесообразности изменения вида и (или) классификации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
2) сведения о необходимости проведения реконструкции пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Предложения об изменении вида и (или) классификации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы. 
Проект акта Правительства Российской Федерации об изменении вида и (или) классификации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации вносит до его внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации направляется на согласование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять пограничный, таможенный и иные  виды контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
 

Статья 5. Категорирование пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации в зависимости от объемов грузопассажирских и транспортных потоков, вида, классификации, расположения пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и иных факторов подразделяются на категории.
Порядок определения категорий пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять пограничный, таможенный и иные виды контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации,  с учетом установленных категорий пунктов пропуска через Государственной границу Российской Федерации, утверждают нормативы штатной численности своих подразделений, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в пределах общей штатной численности.

Статья 6. Наименование пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации именуется в соответствии с наименованием железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, военно-морской базы, в пределах которых он установлен.
2. Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенный вне железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, военно-морской базы, именуется в соответствии с наименованием ближайшего населенного пункта или другого географического объекта.

Статья 7. Информация о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Информация об установлении, открытии, функционировании (эксплуатации), о виде, классификации, специализации и категорировании, закрытии (приостановлении функционирования) пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, строительстве объектов, реконструкции пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, о режиме в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, о порядке осуществления пограничного, таможенного и иного вида контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также иная информация, связанная с функционированием пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе о распорядке работы пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации,  является открытой и общедоступной, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи,  обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы, путем размещения ее на своем официальном сайте в сети Интернет, размещения на информационных стендах в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, предоставления пользователям информации по их запросу, организации доступа к Реестру пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, другими способами, предусмотренными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 8. Реестр пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Сведения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации подлежат внесению в Реестр пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
При внесении сведений в Реестр пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации пункту пропуска через Государственную границу Российской Федерации присваивается государственный учетный номер, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации.
2. Ведение Реестра пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, присвоение пункту пропуска через Государственную границу Российской Федерации государственного учетного номера, предоставление сведений из Реестра пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Реестр пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации является федеральным информационным ресурсом.
4. Реестр пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.
Ведение Реестра пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и сетями.
Реестр пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации размещается на официальном сайте в сети Интернет федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере обустройства государственной границы.
5. В Реестр пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации вносятся следующие сведения:
наименование пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, его государственный учетный номер;
местонахождение пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
реквизиты акта Правительства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
реквизиты акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере обустройства Государственной границы, об открытии пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
вид, классификация и категория пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
специализация, в случае если она установлена, пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, реквизиты акта Правительства Российской Федерации, акта федерального органа исполнительной власти о специализации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
основные технические характеристики пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе пропускная способность;
срок функционирования для временного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, период работы – для сезонного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
информация об администрации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и контрольных органах, уполномоченных осуществлять контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
распорядок работы пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
реквизиты акта Правительства Российской Федерации о приостановлении движения через пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
реквизиты акта Правительства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации о закрытии пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
иные сведения.
6. В случае изменения сведений, указанных в части 5 настоящей статьи, соответствующие изменения вносятся в Реестр пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
7. Сведения в Реестр пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации вносятся на основании паспорта пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статья 9. Паспортизация пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Паспортизации подлежат все пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
2. Формирование и изменение паспортов пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации возлагается на руководителя администрации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации по согласованию с уполномоченными должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный и иные виды контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также по согласованию с руководителем администрации морского порта, капитаном речного (озерного) порта, руководителем аэропорта, старшим авиационным начальником аэродрома, начальником железнодорожной, автомобильной станции или вокзала.
3. Порядок формирования паспортов пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и форма паспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Обмен данными между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пограничный, таможенный и иные виды контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Обмен данными между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пограничный, таможенный и иные виды контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, производится путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных.
2. В целях технологического обеспечения межведомственного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный и иные виды контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, создается межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система федеральных органов исполнительной власти.
3. Межведомственная информационная система представляет собой государственную территориально распределенную информационную систему, обеспечивающую в автоматизированном режиме взаимодействие информационных систем контрольных органов и иных информационных систем, формирование, ведение и актуализацию единой базы данных, содержащей заверенную электронной цифровой подписью информацию (включая предварительную) о лицах и транспортных средствах, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, грузах, товарах и животных, перемещаемых через нее, а также доступ к содержащейся в ней информации с использованием инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра.

Статья 11. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы

1. Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на исполнение функций в сфере обустройства Государственной границы.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет деятельность в сфере обустройства Государственной границы совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

ГЛАВА 2. УСТАНОВЛЕНИЕ И ОТКРЫТИЕ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 12.  Установление пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации устанавливаются международным договором или актом Правительства Российской Федерации  для осуществления пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
2. В пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, военно-морской базы, территории и акватории морского, речного (озерного) порта, открытых для международных сообщений (международных полетов), может быть установлен только один пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статья 13. Порядок установления пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Предложения об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации могут вноситься в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы, в случае, если он не является инициатором внесения предложений об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предложения об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах территории военных аэродромов и военно-морских баз вносятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны.
2. К предложению об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации прилагаются следующие документы:
1) обоснование целесообразности установления пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации с указанием его вида и классификации;
2) сведения о планируемой пропускной способности и сроках открытия пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
3)  расчет и обоснование затрат средств из федерального бюджета на проектирование, строительство, оснащение и содержание объектов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в случае если проектирование,  строительство, оснащение пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета;
4) расчет и обоснование затрат средств из федерального бюджета на содержание (эксплуатацию) пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в случае если проектирование, строительство, оснащение пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется за счет средств инвестора;
5) схема территории (акватории), на которой планируется разместить объекты пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, с обозначением границ зон планируемого размещения;
6) сведения о земельных участках, на которых предполагается размещение объектов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (в том числе о площади, категории и правообладателе).
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы, рассматривает предложение об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в двухмесячный срок, по истечении которого готовит заключение о целесообразности или нецелесообразности установления пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Заключение о целесообразности или нецелесообразности установления пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах срока, установленного частью 3 настоящей статьи, должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития, если они не являются инициаторами процедуры установления пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
При установлении временных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях освоения континентального шельфа Российской Федерации подготовка заключения о целесообразности либо нецелесообразности установления таких пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации не требуется.
4. Заключение о целесообразности установления пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации представляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы, в Правительство Российской Федерации вместе с проектом акта Правительства Российской Федерации и документами, указанными в части 2 настоящей статьи.
Заключение о нецелесообразности установления пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в 10-дневный срок после его составления направляется федеральным органам исполнительной власти или высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, инициировавшим процедуру установления пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
5. Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации вносится в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы, в Правительство Российской Федерации.
Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах территории военных аэродромов и военно-морских баз вносится в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны.
Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации с приложением материалов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, до его внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации направляется на согласование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять пограничный, таможенный и иные  виды контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается установить пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В проекте акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации для временного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации указывается срок функционирования, для сезонного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации – период работы.

Статья 14. Открытие пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленный в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, открывается после завершения строительства, реконструкции, оснащения пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации на основании акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере обустройства Государственной границы, принимаемого по результатам проведения Межведомственной комиссией проверки соответствия пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации типовым требованиям к строительству, реконструкции, оснащению пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
2. Если в акте Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации или акте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере обустройства Государственной границы, о строительстве, реконструкции пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации предусмотрено поэтапное принятие пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, процедура открытия пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется после завершения каждого этапа строительства, реконструкции пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статья 15. Межведомственная комиссия по приему пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. После окончания строительства, реконструкции, оснащения пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и получения разрешений на ввод объектов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы, создает межведомственную комиссию по проверке соответствия пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации типовым требованиям к строительству, реконструкции, оснащению пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
2. В состав межведомственной комиссии входят представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере обустройства Государственной границы, федерального органа исполнительной власти в сфере транспорта, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять в построенном, реконструированном, оснащенном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации пограничный, таможенный и иные виды контроля, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, если пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации находится в пределах территории военного аэродрома или военно-морской базы.
3. Результаты работы межведомственной комиссии оформляются актом, который подписывается членами комиссии, подтверждающими соответствие пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации типовым требованиям к строительству, реконструкции, оснащению пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
4. В случае если членами межведомственной комиссии выявлены несоответствия типовым требованиям к строительству, реконструкции, оснащению пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации составляется протокол несоответствия, который прилагается к акту межведомственной комиссии и является его неотъемлемой частью. В протоколе указываются выявленные несоответствия с определением сроков их устранения. Протокол подписывается председателем комиссии - представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере обустройства Государственной границы, и членами межведомственной комиссии, выявившими эти несоответствия.
В случае если строительство, реконструкция, оснащение пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется за счет средств инвестора, протокол несоответствия в части срока устранения выявленных несоответствий согласовывается с инвестором.
5. На основании подписанного всеми членами межведомственной комиссии акта межведомственной комиссии, подтверждающего соответствие пункта пропуска через Государственную границу  Российской Федерации типовым требованиям к строительству, реконструкции, оснащению пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы, в 2-месячный срок принимает нормативный правовой акт об открытии пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, согласованный с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять пограничный, таможенный и иные виды контроля в открываемом пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, если открываемый пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации находится в пределах территории военного аэродрома или военно-морской базы.
6. В нормативном правовом акте об открытии пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации указывается его наименование, вид, классификация, категория и специализация.

ГЛАВА 3. СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ, ОБУСТРОЙСТВО, ОСНАЩЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ (ЭКСПЛУАТАЦИЯ) ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 16. Строительство, реконструкция, обустройство и (или) оснащение пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Строительство, реконструкция, обустройство и (или) оснащение пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляются по проектам, согласованным с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять в данном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации пограничный, таможенный и иные виды контроля, а также с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, если пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации находится в пределах территории военного аэродрома или военно-морской базы.
2. В проектной документации на строительство, реконструкцию, обустройство и (или) оснащение пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации с учетом пунктов
«а» - «ж» части 3 настоящей статьи могут предусматриваться:
а) служебные помещения (комнаты) или места для размещения сотрудников подразделений органов пограничного, таможенного и иных видов контроля;
б) помещения бытового назначения (для приема пищи, отдыха, личной гигиены и иных целей);
в) помещения, площадки и эстакады для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, в том числе оснащенные весовым оборудованием и оборудованием для погрузочно-разгрузочных работ и специальным оборудованием для обнаружения и идентификации перемещаемых через государственную границу Российской Федерации грузов, товаров и предметов, оборот которых запрещен или ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) складские помещения, в том числе оборудованные холодильными камерами, и площадки;
д) специальные помещения и сооружения (лаборатории, помещения для служебных собак, комнаты для хранения оружия и специальных средств защиты склад (помещение) для хранения специальных технических средств ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля, помещения для хранения проб (образцов) животноводческой и подкарантинной продукции, изоляторы для временного содержания больного с подозрением на инфекционное заболевание и санитарные площадки для проведения противоэпидемических мероприятий, помещения для временного содержания ввозимых и вывозимых животных, в том числе бесхозяйных животных, печи для термического уничтожения грузов и отходов);
е) дезинфекционно-промывочные блоки для ветеринарно-санитарной обработки транспорта;
ж) площадки-накопители для стоянки транспортных средств. ожидающих въезд в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
з) места, а также количество устанавливаемого оборудования и технических средств;
и) фумигационные камеры.
3. При строительстве, реконструкции, обустройстве и (или) оснащении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации должны учитываться:
а) вид, классификация, категория и специализация пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, его месторасположение, степень уязвимости, характер окружающей среды и местности;
б) требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пограничный, таможенный и иные виды контроля, к работе оборудования и технических средств;
в) места установки оборудования и технических средств;
г) возможности эксплуатации межведомственной информационной системы в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
д) площади территории (акватории) пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и расположение объектов капитального строительства;
е) климатические условия и условия обеспечения электромагнитной совместимости оборудования и технических средств, а также обеспечения их защиты от действия вибрации и механических ударов;
ж) критерии безопасности и безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека в соответствии с санитарными правилами.

Статья 17. Типовые требования к строительству, реконструкции, оснащению пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации

Типовые требования к строительству, реконструкции, оснащению пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации устанавливаются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пограничный, таможенный и иные виды контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. 

Статья 18. Источники финансирования проектирования, строительства, реконструкции, обустройства и (или) оснащения пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Проектирование, строительство, реконструкция, обустройство и (или) оснащение пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, а также за счет внебюджетных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
2. Инфраструктура пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, спроектированная, построенная, реконструированная за счет средств федерального бюджета, а также земельные участки, на которых расположен данный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
3. Проектирование, строительство, реконструкция, обустройство и (или) оснащение пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации может осуществляться за счет средств инвесторов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Инфраструктура пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, построенная, реконструированная за счет средств инвестора, принадлежит ему на праве собственности, если иное не предусмотрено договором или законодательством Российской Федерации.
5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы, обязан до открытия пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации заключить с инвестором, осуществившим строительство, реконструкцию, обустройство и (или) оснащение пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, договор безвозмездного пользования созданной инфраструктурой пункта пропуска через Государственную границу, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Принципы осуществления строительства, реконструкции, обустройства и (или) оснащению пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации за счет средств инвестора

Строительство, реконструкция, обустройство и (или) оснащение пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации за счет средств инвестора должно основываться на принципах:
законности;
равноправия и соблюдения прав и интересов сторон при осуществлении инвестиций;
отсутствия дискриминации при осуществлении конкурсных (аукционных) процедур.

Статья 20. Содержание (эксплуатация) пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Содержание (эксплуатация) пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
2. Структурные подразделения пограничных, таможенных и иных контрольных органов размещаются в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в помещениях, находящихся в федеральной собственности или переданных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере обустройства Государственной границы, на безвозмездной основе, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы, вправе сдавать в аренду без права выкупа временно не используемые и находящиеся в федеральной собственности объекты пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для целей размещения на территории пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации магазинов беспошлинной торговли, а также осуществления в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации хозяйственной и иной деятельности. Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в месте расположения пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статья 21. Реконструкция пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации вносится в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы, в случае, если он не является инициатором предложения о реконструкции пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которого расположен пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах территории военных аэродромов и военно-морских баз вносится в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны.
2. К предложению о проведении реконструкции пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации прилагаются следующие документы:
1) обоснование целесообразности реконструкции пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
2) сведения о планируемой пропускной способности, сроках открытия и планируемой специализации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации после завершения реконструкции;
3) сведения о порядке функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации на период проведения реконструкции с приложением проекта временной технологической схемы организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
4) расчет и обоснование затрат средств из федерального бюджета на реконструкцию, обустройство, оснащение и содержание пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
5) расчет и обоснование затрат средств из федерального бюджета на содержание пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в случае если реконструкция пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, осуществляется за счет средств инвестора;
6) сведения о земельных участках, на которых предполагается размещение реконструируемых объектов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
3. Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации рассматривается в двухмесячный срок федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы.
В случае признания целесообразности реконструкции пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы, принимается акт о реконструкции пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, согласованный с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять пограничный, таможенный и иные виды контроля в открываемом пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, если открываемый пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации находится в пределах территории военного аэродрома или военно-морской базы.
4. Открытие пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации после реконструкции осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 14 и 15 настоящего Федерального закона.

Глава 4. ДЕЙСТВИЕ РЕЖИМА В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 22. Пределы действия режима в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Режим в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленный в соответствии с законодательством о Государственной границе, действует:
1) на специально выделенных местах для въезда в пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации и выезда из них транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных;
2) в местах стоянок транспортных средств заграничного следования в пределах территории объектов транспортной инфраструктуры; 
3) на территориях, в помещениях, на площадках и эстакадах, непосредственно предназначенных для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля;
4) в помещениях магазина беспошлинной торговли, в том числе в торговых залах, подсобных помещениях и складах;
5) в обустроенных местах для прохода физических лиц, специально обозначенных таким образом, чтобы лицо могло сделать выбор формы декларирования товаров;
6) в местах нахождения подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный и иные виды контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
7) в зонах погрузки, разгрузки и перегрузки товаров, перемещаемых через Государственную границу Российской Федерации;
8) в помещениях  залов официальных лиц и делегаций, предназначенных для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля при пропуске граждан через Государственную границу Российской Федерации.
2. В пределы территорий, на которых действует режим пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, могут включаться специально оборудованные участки территории, здания, сооружения и отдельные помещения (часть помещений), а в морских, речных (озерных) портах также акватории, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Пределы территорий, на которых действует режим пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, не могут выходить за пределы (границы) территории объектов транспортной инфраструктуры.
3. Действие режима в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации ограничивается периодом осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, следующих через Государственную границу Российской Федерации.

Статья 23. Пределы территорий, на которых действует режим пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры, пределы территорий, на которых действует режим пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, устанавливаются с учетом местных условий, планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры руководителем администрации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации по согласованию с уполномоченными должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный и иные виды контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также по согласованию с руководителем администрации морского порта, капитаном речного (озерного) порта, руководителем аэропорта, старшим авиационным начальником аэродрома, начальником железнодорожной, автомобильной станции или вокзала.
В этом случае определение географических координат пределов территорий, на которых действует режим пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, не проводится.
2.  В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных вне пределов объектов транспортной инфраструктуры, режим пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации действует на всей территории участка местности, включенного в пределы данного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
3. Пределы территории пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на которых действует режим пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, должны быть ограждены и (или) обозначены специальными знаками прямоугольной формы, где на белом фоне красным цветом выполнена надпись соответственно на русском и английском языках – «Пункт пропуска» и «Check point».
Допускается дополнение или замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при функционировании конкретного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
4. Служебные помещения (комнаты) или места для размещения сотрудников подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный и иные виды контроля, а также помещения бытового назначения выделяются в отдельные блоки.
Для исключения несанкционированного доступа в служебные и специальные помещения пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и соблюдения пропускного режима вход в эти помещения оборудуется местом пропуска сотрудников подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный и иные виды контроля, и посетителей.

Статья 24. Определение пределов пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных вне объектов транспортной инфраструктуры

1. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных вне объектов транспортной инфраструктуры, определяются на основе данных государственного кадастрового учета, землеустроительной и проектной документации на строительство, реконструкцию, оснащение объектов пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
  Для определения географических координат пределов пункта через Государственную границу Российской Федерации проводятся геодезические измерения и сверка результатов измерений с данными землеустроительной и проектной документации на строительство, реконструкцию, оснащение пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации или данными государственного кадастрового учета.
Работа по проведению геодезических измерений организуется и контролируется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации.
2. Описание пределов (в том числе географические координаты) пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, указанных в части 1 настоящей статьи, приводится в акте комиссии по определению пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Комиссия по определению пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации создается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации.
В состав комиссии по определению пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации входят представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере транспорта, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный и иные виды контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Результаты работы комиссии по определению пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации оформляются актом, который подписывается членами комиссии.
К акту комиссии по определению пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации прилагаются графические изображения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации с указанием отдельных участков территории (акватории) пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
На основании акта комиссии по определению пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, подписанного всеми ее членами, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации, в 2-месячный срок принимает акт об утверждении пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, согласованный с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный в сфере транспорта, а также с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пограничный, таможенный и иные виды контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
3. В случае открытия пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленного вне объекта транспортной инфраструктуры, после комплексного завершения строительства, реконструкции, оснащения и принятия его в эксплуатацию описание пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (в том числе географические координаты) приводится в акте межведомственной комиссии по приему пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а его пределы утверждаются актом об открытии пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статья 25. Правила осуществления хозяйственной и иной деятельности в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Хозяйственная и иная деятельность, осуществляемая в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, не должна нарушать установленный режим в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
2. Хозяйственная и иная деятельность в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Обеспечение правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Обеспечение правил режима и охрана границ территорий, на которых действует режим в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивается организациями, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности возложена обязанность по охране объектов транспортной инфраструктуры. 
2. Обеспечение правил режима и охрана пределов пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, функционирующих на специально выделенных в непосредственной близости от Государственной границы Российской Федерации участках местности вне объектов транспортной инфраструктуры, организуется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы.

Глава 5. АДМИНИСТРАЦИЯ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 27. Администрация  пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. В целях обеспечения функционирования пункта пропуска  через Государственную границу Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы, создается администрация пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и назначается её руководитель.
2. Руководитель администрации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации является должностным лицом, осуществляющим установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функции по обеспечению функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статья 28. Функции администрации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Администрация пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный и иные виды контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по вопросам содержания (эксплуатации) объектов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В целях обеспечения координации деятельности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации создается координационный совет, в состав которого входят уполномоченные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный  и иные виды контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, и администрации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также капитан морского порта, капитан речного (озерного) порта, руководитель аэропорта, старший авиационный начальник аэродрома, начальник железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, и представители высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также представителя органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Председателем координационного совета является руководитель администрации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
2. Администрация пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечивает бесперебойное функционирование пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
3. Администрация пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации разрабатывает технологическую схему организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которая утверждается протоколом заседания созданного в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации координационного совета.
4. Руководитель администрации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации утверждает распорядок работы пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и устанавливает пределы территории, на которых в соответствии с частью 1 статьи 23 действует режим пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации по согласованию с уполномоченными должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный  и иные виды контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также, соответственно, с руководителем администрации морского порта, капитаном речного (озерного) порта, руководителем аэропорта (аэродрома), старшим авиационным начальником аэродрома, начальником железнодорожной, автомобильной станции.
5.  Регламент и порядок работы залов официальных лиц и делегаций утверждаются руководителем администрации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации по согласованию уполномоченными должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный  и иные виды контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также, соответственно, с руководителем администрации морского порта, капитаном речного (озерного) порта, руководителем аэропорта (аэродрома), старшим авиационным начальником аэродрома, начальником железнодорожной, автомобильной станции, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Мобилизационная подготовка в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Мобилизационная подготовка пунктов пропуска через Государственную границу Российской федерации осуществляется в целях обеспечения их готовности для использования в военное время.
2. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки осуществляются администрацией пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Глава 6. ЗАКРЫТИЕ ПУНКТА ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 30. Закрытие пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации

Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации может быть закрыт на основании международного договора Российской Федерации или акта Правительства Российской Федерации.

Статья 31. Порядок закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Представление о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации вносится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы, одним из федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Расторжение договора безвозмездного пользования,  предусмотренного частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, по инициативе инвестора является основанием для представления о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
2. Представление о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации направляется заявителем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства Государственной границы, если он не является инициатором внесения представления о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, с приложением документов, обосновывающих нецелесообразность или невозможность функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе с указанием возможных экономических последствий принятия такого решения
3. Представление о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации рассматривается в двухмесячный срок федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы, который подготавливает проект акта Правительства Российской Федерации о закрытии пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и направляет его в Правительство Российской Федерации.
Проект акта Правительства Российской Федерации о закрытии пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленного в пределах территории военного аэродрома, военно-морской базы, вносится в Правительство Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны.
Проект акта Правительства Российской Федерации о закрытии  пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до его внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации направляется на согласование в федеральный орга¬н исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять пограничный, таможенный и иные  виды контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статья 32. Приостановление функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Приостановление функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации производится на основании акта Правительства Российской Федерации в случаях:
1) предусмотренных международным договором Российской Федерации;
2) возникновения чрезвычайных ситуаций, при которых невозможно осуществление транспортного сообщения и (или) осуществление пограничного, таможенного и иного вида контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
3) введения ограничительных мероприятий (карантина);
4) на период реконструкции пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, если в пределах пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации во время реконструкции не представляется возможным организовать проведение пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, и осуществлять пропуск через  Государственную границу Российской Федерации лиц, грузов, товаров, животных и транспортных средств.
2. Предложение о приостановлении функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации вносится одним из федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы.
3. Проект акта Правительства Российской Федерации о приостановлении функционирования  пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, согласованный с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять пограничный, таможенный и иные виды контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, вносится в установленном порядке в Правительство Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы.
Проект акта Правительства Российской Федерации о приостановлении функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленного в пределах территории военного аэродрома, военно-морской базы, вносится в Правительство Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны.
В проекте акта Правительства Российской Федерации о приостановлении функционирования  пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, указываются периоды приостановления функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
4. На период приостановления функционирования пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный и иные  виды контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расформированию не подлежат.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 33. Переходные положения

1. Пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляется пропуск лиц, транспортных средств, товаров и грузов,  считаются установленными и открытыми.
Сведения о таких пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации вносятся в Реестр пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Закрытие пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых на день официального опубликования настоящего Федерального закона не осуществляется пропуск лиц, транспортных средств, товаров и грузов, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
3. До внесения изменений в международные договоры Российской Федерации, определяющие правовой статус мест пересечения Государственной границы  Российской Федерации (местных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации), их строительство, реконструкция, оборудование, оснащение, обозначение и содержание являются расходным обязательством Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Требования к обустройству мест пересечения Государственной границы (местных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности.

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

 

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 1.
Внести в Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации,1993, № 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации 1994, № 16, ст. 1861; 1996, № 50, ст. 5610; 1999, № 23, ст. 2808; 2003, № 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 10, ст. 763; 2006, № 27, ст. 2877; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 29; № 50, ст. 6245; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 49, ст. 5748; № 52(ч. 1), ст. 6246; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 23, ст. 2792; 2011, № 1, ст. 6) следующие изменения:
1) в части 2 статьи 9 слова «Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» исключить;
2) в статье 12:
часть 2 изложить в следующей редакции
«Установление, открытие, функционирование (эксплуатация), строительство, реконструкция, закрытие пунктов пропуска через Государственную границу определяются Федеральным законом
«О пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации».»;
часть 4 признать утратившей силу;
3) часть вторую статьи 22 изложить в следующей редакции:
«Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом, Федеральным законом «О пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» и международными договорами Российской Федерации.»;

Статья 3. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации 

 

Редакция от 16.02.2011 г.

Форма обратной связи для проектов документов